"Основная проблема заключается в том, что из программы исключены все субъекты предпринимательской деятельности, работающие на упрощенной системе налогообложения, а также производители, сотрудничающие с ними. В большинстве случаев программа реализуется через крупные и средние торговые сети, что искажает условия конкуренции на розничном рынке, где такие сети уже имеют значительное рыночное преимущество", – отметил эксперт.
По словам Гетьмана, "Национальный кешбэк" позиционируется как инициатива по поддержке отечественного производителя, однако на самом деле искажает конкурентную среду и предоставляет необоснованные преимущества крупным торговым сетям, игнорируя интересы малых и микропредпринимателей. Это происходит потому, что бизнес, работающий на упрощенной системе налогообложения, не может участвовать в программе.
Такой подход, по мнению Гетьмана, не только несправедлив по отношению к мелким предпринимателям, но и экономически нецелесообразен и вреден.
"В последнее время в Кабинете Министров распространяется миф о том, что упрощенная система налогообложения – это 'внутренний офшор'. Однако данные и расчеты опровергают этот миф – ведь по налоговым показателям упрощенная система в большинстве случаев превосходит общую систему", – подчеркнул он.
Эксперт сообщил, что в сфере реализации горючего, работающей на общей системе налогообложения, налоги, собранные с оборота, составили в 2023 году 2,15%, а в продаже техники и электроники – 2,3%. В тот же период плательщики единого налога третьей группы уплачивают 5%, а с 2025 года – также 1% военного сбора.
Гетьман делает вывод, что подходы, примененные правительством в программе "Национальный кешбэк", являются контрпродуктивными и вредными для конкуренции, условий ведения бизнеса и экономики в целом.
Польза для национальной экономики от "Национального кешбэка" оказалась минимальной, отметил он.
"Согласно расчетам Минэкономики, реализация проекта обеспечила в 2024 году рост ВВП на 0,001%", – привел официальные данные Гетьман.
Такие результаты программы, по его мнению, объясняются низким уровнем участия национальных производителей. К ней присоединилось всего 1665 производителей, и в итоге они получили менее 400 млн грн дополнительных поступлений, что является незначительной суммой по сравнению с общими оборотами компаний.
По убеждению эксперта, эффективность "Национального кешбэка" возрастет, если устранить дискриминационные условия.
"Необходимо вернуть в программу предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, которые используют РРО/ПРРО и готовы соблюдать все ее условия. Реализация товаров исключительно со специальным штрих-кодом, через РРО/ПРРО, из соответствующего перечня категорий товаров украинского производства исключит возможность возникновения так называемых серых схем и будет способствовать детенизации торговли и усилению конкуренции, что положительно скажется на восстановлении и развитии экономики", – заявил Гетьман.
Он также предложил увеличить максимальную месячную сумму кешбэка с нынешних 3 тыс. грн до 6 тыс. грн, что, по его мнению, будет стимулировать потребителей участвовать в "Национальном кешбэке".