"В Россию через третьи страны продолжают активно поставляться иностранные самолеты – за 2024 год было ввезено не менее 28 единиц. Среди них как малые авиационные самолеты, используемые для тренировочных полетов, обучения или охраны лесов, так и крупные пассажирские лайнеры, выполняющие регулярные рейсы внутри страны", – говорится в сообщении.
Издание отметило, что санкции на поставки иностранных самолетов и их деталей в РФ были введены после начала полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года, и констатировало, что "западным странам пока не удается остановить этот поток поставок".
"Верстка" сообщает, что первого россиянина, подозреваемого в незаконном ввозе самолетов, задержали в США только в декабре 2024 года. Речь идет о Сергее Нечаеве, обвиняемом в попытке нелегального вывоза в Россию через Армению двух небольших самолетов Cessna, которые "обычно используют для обучения курсантов" и на которых летают "частные пилоты-любители".
В материале российских журналистов также упоминается, что из-за нарушения санкций в разных странах "десятки самолетов были арестованы" в США и ЕС.
"Оставшиеся [в России] самолеты ремонтируют путем "каннибализации" – снятием запчастей с других самолетов – или ввозят необходимые детали в обход санкций", – подчеркивает "Верстка".
Среди самолетов, которые были ввезены в РФ с нарушением санкций, издание называет, в частности, бомбардировщик Junkers времен нацистской Германии (стоимостью более $1 млн), два самолета Aero Commander 680V (предназначенные для гражданской авиации) и одномоторный шестиместный Piper PA-28RT-201T.
Журналисты выяснили, что к ввозу данной техники причастен пилот, член правления Российской ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов Евгений Кабанов, который является основателем турецкой компании Edermont LTD и кыргызстанской "Эдермонт Памир". В таможенных декларациях эти фирмы указаны как отправители самолетов Cessna.
В сообщениях Кабанова в Telegram-чате, посвященному авиации, "Верстка" нашла информацию о двух вариантах ввоза в РФ подсанкционных летательных аппаратов: "своим ходом" (проходит российскую регистрацию) и перевозка сушей или морем в разобранном виде, в контейнере, через "промежуточный пункт назначения".
Авторы материала отметили, что комментировавшие Кабанова жаловались на высокую стоимость услуг его компании.
"Чаще всего запрещенные к продаже в Россию самолеты в 2024 году ввозили через Турцию (11 раз), трижды через Оман, дважды через ОАЭ и Германию. Также среди стран отправления – Сербия, Швеция, Казахстан, Китай, Монголия. В нескольких случаях отправители скрыты в таможенной декларации, и указан лишь код страны-экспортера, например, Ирландия и Кипр", – пишет издание.
По его данным, в обход санкций в 2024 году было ввезено 14 американских самолетов, семь канадских и шесть французских. Кроме упомянутых выше, в числе доставленных в Россию имеются пассажирские самолеты Bombardier и Airbus A319-111, а также ATR 42 – 500.