bimba-news.in.ua

Дерипаска бежит от маржин коллов

Спецслужбы Великобритании и США срывают SPO En+.

Финансовые проблемы бизнес-империи Олега Дерипаски вступили в финальную стадию после распада его брака с Полиной Юмашевой. Это повлекло за собой охлаждение отношений с семьей покойного Бориса Ельцина, благодаря влиянию которой миллионеру ранее удавалось получать государственное финансирование. Передача акций принадлежащего Олегу Дерипаске холдинга En+ стоимостью $500-600 млн Полине Дерипаске выглядела взяткой родственникам Валентина Юмашева — бывшего главы администрации президента РФ и зятя Ельцина.

Без их поддержки Дерипаска не сумел защитить своих сотрудников от арестов. Как сообщало агентство «Руспрес», был задержан директор по работе с органами власти En+ Дмитрий Пономарев. Менеджера Дерипаски обвиняют в том, что он трудоустроил в «Совет рынка» жену куратора из Минэнерго — заместителя директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго Егора Гринкевича. Не появляясь в офисе, она получила до 3 млн рублей вознаграждения. Пономарев владел «Московской энергетической биржей», торговавшей энергией, и одновременно занимал пост директора по работе с государственными органами и общественными организациями регулятора энергорынка — НП «Совет рынка» (председатель правления — Максим Быстров). Арест Дмитрия Пономарева свидетельствует о неспособности предпринимателя защититься от атак силовиков, готовых к отъему его бизнеса.

В условиях санкций за рубежом и потерей влияния внутри страны Олен Дерипаска столкнулся с проблемой выплаты долгов. Вырученных на лондонском IРО En+ средств для этого не хватает. Как стало известно из заявлений Агентства национальной безопасности США, большая часть из привлеченных $1,5 млрд пошла на погашение кредитов ВТБ. По мнению правиельства США, таким образом En+ помогала госбанку обходить санкции. Досрочная выплата ВТБ займа в $942 млн снова поставила Дерипаску на грань банкротства.

Теоретически Дерипаска мог бы привлечь дополнительные средства через вторичное размещение акций, информвбросы о котором уже появились в средствах массовой информации. Якобы En+ уже разослала предложения международным банкам подавать заявки на роль организаторов SPO на $1 млрд. Объективно вероятность успешного проведения SPO En+ крайне мала, учитывая претензии Запада лично с акционеру En+. Как сообщало агентство «Руспрес», британская разведывательная служба MI6 уже выразила недовольство финансовому регулятору FCA за то, что последний позволил Дерипаске провести на Лондонской фондовой бирже первичное размещение без предварительного согласования со спецслужбами. Разведчиков настораживает, что аллюминиевые предприятия Дерипаски тесно сотрудничают с предприятиями ВПК, находящимися под западными санкциями. После того, как бирже указали на «очевидную неспособность провести необходимую проверку вероятных последствий для безопасности Великобритании листинга En+».

En+ владеет 48,13% UC Rusal и 100% «Евросибэнерго». Станции «Евросибэнерго» – основные поставщики электричества на заводы UC Rusal (доля энергии в себестоимости алюминия – 32,6%). После размещения доля Дерипаски и членов его семьи составила 76,6%, но вскоре она может снизиться до 69% – один из сооснователей UC Rusal, швейцарский трейдер Glencore, согласился обменять акции алюминиевой компании на бумаги En+. Эта сделка еще не закрыта, доля трейдера в En+ составит примерно 11%.

Lock-up период, когда после размещения компания не может предлагать инвесторам дополнительные бумаги, истекает в начале мая. Какие бумаги готова предложить En+ инвесторам теперь – новые или пакет кого-то из акционеров, – неясно. Один из источников, который получил приглашение En+ принять участие в SPO, усомнился в том, что американские банки смогут работать над этим размещением, пишут «Ведомости». Среди банков – организаторов IPO En+ были американские банки, в том числе Citigroup, JPMorgan, Merrill Lynch. А бумаги на $125 млн купил фонд Capital World (структура американской Capital Group), под его управлением, по данным Нью-Йоркской биржи, около $460 млрд. «Дерипаска, как и другие российские миллиардеры, включен в список Минфина США, что, конечно, не означает введение санкций, но компания с таким собственником не пройдет комплаенс в американских банках и фондах», – делится сомнениями сотрудник компании-консультанта.